A.B. ([info]hanno_herrmann) wrote,
@ 2007-11-15 20:04:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
запоздалые заметки
 Об элите и свободе
(für Saschchen)

"Если соль потеряет силу..."

Прежде, чем поделиться некоторыми краткими суждениями на заявленную тему, которые показались автору важными в некоторых его недавних дискуссиях, автор должен определить, что он понимает под данным понятием, ибо слово "элита" предполагает возможность весьма широкого его толкования. Элитой общества в данной заметке автор называет не высшую бюрократию, не высший круг политиков, не богатейших бизнесменов, - пусть все они и имеют основания претендовать на такое себя обозначение, - нет, автор будет понимать под элитой здесь только высокую и высшую научную и художественную интеллигенцию. Мозг и культуру нации, необходимые для её преуспеяния. Вторая составляющая  - художественная интеллигенция - может показаться здесь избыточной, но, не желая долго останавливаться на этой теме, автор заметит лишь, что ему приходилось слышать о результатах исследований, доказывавших, что для процветания и успешного функционирования элиты научной необходимо процветание и элиты художественной, что одна без другой не живёт. Иными словами, без хорошей оперы не будет и хороших поездов.

Элита обеспечивает интеллектуальную состоятельность общества, без неё, как бы ни были квалифицированы рабочие, трудолюбивы крестьяне и усердны чиновники, современное общество совершенно не жизнеспособно, ибо только элита и лишь она одна может знать КАК должны быть решены те или иные задачи, - от написания законодательства страны и составления её бюджета, до того, как сосчитать и построить мост в городке Х. Другие - лишь исполнители или организаторы того или иного процесса. Заказчиком для элиты является общество либо узурпировавшие власть одно лицо или группа лиц. Но даже просвещённый заказчик поинтересуется у той же элиты, что ему следовало бы заказать, а что нет.  

Автор приводит эти в целом весьма тривиальные суждения, чтобы показать, что любому обществу, любой стране жизненно необходимо создавать как можно более благоприятные условия для существования, процветания и воспроизводства элиты, ибо это есть одно из обязательных условий существования самого общества. Одним же из условий процветания элиты является СВОБОДА. Именно конкуренция свободных идей позволяют ваявить самую эффективную, именно свобода критики позволяет им выживать и совершенствоваться. С психологической точки зрения, однако, ясно, что свободное мышление  захочет быть свободным  везде. Здесь мы подходим к часто ставящемуся вопросу, - может ли общество эффективно развиваться в условиях несвободы или лишь относительной свободы, когда говорят о "мягких авторитарных режимах".Автор полагает, что может с полным правом утверждать - нет! Уровень свободы в конечном итоге всегда будет прямо коррелироваться с уровнем благосостояния.

Жесткие тоталитарные режимы губительны для своих элит, - а вместе с ними и для своих обществ. Показательно, что Германия перед приходом к власти Гитлера имела лучших физиков в мире, блестящую пианистическую школу и великолепную литературу. И что же, - не прошло  нескольких лет - и "все уехали" (вам это ничего не напоминает?) : уехал А.Эйнштейн, её покинул Т.Манн, присоединившись к уже давно находящегося за пределами родины Г.Гессе, отбыл в США величайший немецкий дирижёр Бруно Вальтер. Чем кончилось это, все прекрасно знают - крахом немецкого государства. К слову, и до сих пор уже отпраздновавшая своё 60-летие, свободная Германия не оправилась от тех культурных потерь : и лучшие физики , и лучшие пианисты живут теперь в другой стране.

Сталинско-советская Россия закончилась крахом также, безо всякой войны, и кто помнит конец 80-х, помнит и то, что страна с порабощённой десятилетиями элитой выглядела так, как будто война кончилась недавно, - разрушенной и голодной. При всём том, что коммунистический режим прикармливал и пестовал элиту, - не процветала она в СССР, - а вследствие этого не процветала и страна. О колоссальном оттоке элит из несвободных стран в свободные и роли этого явления дают представление следующие цифры : к 2005 году в США было более чем в 10 раз больше нобелевских лауреатов (281), чем в России (21), и - точно в 10 раз же отличался среднегодовой доход на душу населения са. 40.000.$ в США против са. 3.500.-$ в России. Показательнейшая параллель! В стране, где нет свободы - нет и хлеба. 

Несвободная страна так и не смогла создать за 70 лет ни приличных автомобилей, ни поездов, ни жилищ для своих граждан, - а ещё из неё почему-то навсегда уехали Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский и Иван Бунин,  Анна Павлова и Владимир Горовиц... и продолжают, и продолжают уезжать. И Эйнштейны  - и Горовцы!, -  заставляя полагать, что, как показал уже опыт 20 века, и на хлеб с жильём при таком раскладе в ближайшей перспективе надеятся не приходится.

Когда приводят примеры относительно эффективных экономик стран с авторитарными режимами, - Испания Франко, Чили Пиночета - или современный Китай, то следует заметить, что эти режимы более эффективны, если только сравнивать их с режимами коммунистическими. Да, Испания Франко была значительно более эффективной, нежели она была бы при коммунистах, - но значительно менее процветающей, чем расположенная рядом свободная Франция!

Элита очень чувствительна, она же и мобильна : она может легко уехать из неблагоприятной для её существования страны, - или уйти во внутреннюю эмиграцию, отказав обществу в части своих услуг. Лишь с трудом можно заставить элиту работать насильно, и НИКОГДА нельзя заставить её работать насильно так же эффективно, как в условиях свободы. Страна же не имеющая свободы и не предоставляющая её элите обречена на отставание, а в дальнейшей перспективе - гибель. 

Хватит на сегодня, Saschchen?


 



(7 comments) - (Post a new comment)


[info]einnimrod
2007-11-15 09:49 pm UTC (link)
а меня дворником возьмете?

если убираться у элиты, конечно, кто-то все равно будет тихонько бубнить "не так!", но это куда слаще, чем чернорабочим у дураков.

(Reply to this) (Thread)

Morgenstunde!
[info]hanno_herrmann
2007-11-16 08:36 am UTC (link)
Неужели всё прочитал? Данный текст - увы, куцый и неполный - написан в продолжение разговора у Alexalexxx под постами "Выборы по-пермяцки" и "Наши в городе". Речь идёт лишь о том, что страна, теряющая элиту, и тем не менее всё больше отказывающаяся от свободы - а, тем самым, ещё больше выдавливающая свою элиту в эмиграцию (внутреннюю и внешнюю)на процветание надеятся не может. Вот и всё!

Как верна пословица "Morgenstunde hat Gold im Munde!", надо было статью сегодня писать, вышла бы короче!

(Reply to this) (Parent)


[info]sergey_moscow
2007-11-16 08:41 am UTC (link)
Согласен в принципе, хотя и не люблю элитаристских теорий. Критерий отнесения к элите субъективен, и Ваш- еще из лучших, хотя Вы, на мой взгляд, не до конца последовательны ( как написать законы или составить бюджет - не совсем сфера "высшей и высокой художественной и научной элиты". Кроме того, поэт - элита? А если плохой поэт? Михалковы (отец и сын) - элита? Ученый, который прозябает в России - элита? Если его мысль работает блестяще ? А если кризис, или просто идет по неверному пути? А те, кто не сделал открытия, но без чьей работы оно бы не состоялось?
Но в главном я с Вами согласен, свобода -conditio sine qua non нормального развития общества. Только права и свободы должны быть обеспечены отнюдь не только элите, а всем. Поскольку без этого в опасности все, даже те, кто не осознает ситуацию. Научной и художественной элите необходимы еще и гарантии ( в том числе социальные и экономические) свободы творчества. Нужна определенная среда. Возможности глобальной коммуникации. Но везде будет стоять вопрос - кто за это платит. И развитое свободное общество(государство) осознают необходимость поддержки науки и искусства. Тоталитарное же заказывает бомбу и пропаганду. Это работает, но до определенных пределов, затем - мрак.
Элита и в условиях относительной несвободы выживет какое-то время, но развитие и обновление ее будет невозможно. Остановятся социальные лифты.
Поэтому я бы сформулировал эту мысль довольно банально - свобода и демократия для всех. Образование для всех. Поддержка для тех, кому она необходима.
Конечно, в обществе всегда будут определенные низы. Но общая цель - не пестовать только элиту, а создавать необходимые условия, возможности для развития всех. В конце концов, общество нуждается в дворниках не меньше, чем в других профессиях. И хороший дворник - достойный член общества, и труд его должен оплачиваться достойно. И его дети должны иметь возможность при наличии способностей войти в ту самую элиту, о котрой Вы говорите.

(Reply to this) (Thread)


[info]hanno_herrmann
2007-11-16 09:51 am UTC (link)
Вы во всём правы (кроме бюджета, который, разумеется, должны составлять учёные - экономисты и математики, проверять - юристы, политики здесь - лишь неквалифицированный заказчик), а статейка потому и называется "заметки", потому что содержит лишь обрывки мыслей, "знаки", понятные для твоего давнишнего собеседника (sapienti sat!), - для "всех" же подобные строки являются почти пошлостью (по Набокову), ибо представляют собой уж слишком сокращённой и неполное изложение идеи, которая требовала бы книги.

Поэтому все Ваши поправки - подразумевались мною в тексте "по умолчанию" : конечно же - свобода для всех, образование - для всех, достойные условия - для всех! Пафос статейки заключался лишь в том, что, не давая свободно жить своим специалистам самой высшей квалификации, научному "горнему миру", - неважно, кстати, московскому академику ли, или нищему гению из провинции! - общество лишает живительных соков и все низшие ступени себя самого, - без превосходной академической науки нет превосходных университетов, без таковых университетов нет хороших ВУЗов по всей стране, - нет таковых ВУЗов - нет и хороших школ и т.д. Кончается же всё тем, что безграмотно составлен бюджет, безграмотно построен дом и безграмотно сделано лекарство, а как следствие, дворник N получит крохотную зарплату, будет жить в отвратительной квартире и , если заболеет, получит пилюлю, которая ему не поможет.

Как сказал, это всё очевидные вещи и Вы со мной, как и я с Вами, в принципе во всём согласимся, - я лишь заострил проблему "Вершины горы". Ничего, что говорило бы о презрении или неуважении к "низам общества" (к которым автор этих строк и сам относится) в статейке не было.Принадлежность же к элите - вещь внутренняя, что-то, о чём "снаружи" можно говорить если не post mortem, то уж обязательно post factum.
Я никогда не затруднял себя вопросом про семейку Михалковых, например : мне оне - противны, а элита или нет ... "Горний мир мысли и духа" - это ведь не звания с медальками, он самодостаточен и очень , очень "внутреннь", простите мне словотворчество. Впрочем и здесь у меня нет сомнения, что Вы думаете точно так же.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

дополнение
[info]hanno_herrmann
2007-11-16 10:10 am UTC (link)
Строки имели и очень утилитарный, "предвыборный" (уж простите) пафос, - как же сделать так, чтобы и наш "дворник" понял, что, для его же, дворника, благоденствия, совершенно НЕОБХОДИМО, чтобы в стране была эта, часто кажущаяся ему ненужной, свобода. Ведь "за" или "против" свободы голосовать - низам! Не 2-5% элиты! Когда же люди поймут, что, голосуя против свободы, они выгоняют из страны Эйнштейна, которому, к слову, вследствие его гениальности и самлдостаточности везде будет хорошо!, а следствием отъезда Эйнштейна - всегда! - рано или поздно будет отсутствие горячей воды в кране!

Спасибо, кстати, за Ваши слова!

(Reply to this) (Parent)


[info]sergey_moscow
2007-11-16 01:13 pm UTC (link)
Согласен, и спасибо Вам! Голосуя против свободы, люди, которые не понимают ее необходимости, голосуют против самих себя. И потому, что лишают свой народ его лучших представителей - прямо уезжающих, или не имеющих возможности реализоваться так, как могли бы. Но и потому еще, что тем самым действительно позволяют государству обращаться с собой как с быдлом, платить мизерные пенсии, отбирать социальные льготы - это как минимум. В запущенных случаях ситуация еще более печальна, и государственный Молох пожирает детей.
Мне действительно непонятно, как в стране, пережившей ужасы советского периода,сталинщины, когда нет семьи, где никто бы не пострадал так или иначе - можно приветствовать несвободу, самим себя загонять в барак за колючку. Неужели непонятно, что всегда начинается с чего-то? "Когда пришли за евреями (коммунистами, католиками) - я молчал, потому что я не ..." Сегодня в России нарушаются права одних - геев, оппозиции и др., а ты молчишь - завтра некому будет защитить тебя.
Есть и еще один аспект. Такое положение опасно для самого государства. Отсутствие реальных демократических механизмов ведет его к неминуемому краху, и в условиях быстрого развития других стран он наступает очень скоро. Даже если понмать государство узко - оно не может существовать без объективной информации о положении дел ( а сейчас само себя лишает ее), не может обновляться. Как человек, некогда имевший отношение к государственной службе (пару лет после института, еще в 90-е), и сегодня сталкивающийся volens-nolens с государством, как и все, могу отметить, что за годы построения "вертикали власти" нормальное функционирование государственных институтов практически полностью расстроено. Те функции, котрое должно выполнять государство (и только оно одно может выполнять) - во всех сферах - включая внешнеполитическую - полностью заброшены. Того, что должно называться "государственной политикой" просто не существует. Есть лишь хаотическая реакция на внешние раздражители, и попытки сохранить власть=собственность для узкого круга лиц. В том, что не касается власти "Самого", а по сути - его окружения, царит хаос. "Укрепление государства" на самом деле оборачививается полной этого самого государства деградацией. Чиновники тоже нужны, но мало-мальски приличные люди сегодня в чиновниках не выживают. Идет отрицательный отбор.Даже по сравненению с 90-ми, когда было все неустойчиво, смутно. Когда в 98 году Ваш покорный слуга пришел в Международно-правовой департамен Министерства юстиции, там работало человек 7 (из 10) молодых, талантливых, образованных специалистов. И установка непосредственного руководства была (Россия вступала в Совет Европы) - ребята, делайте по праву и на совесть. От остального (начальства и пр.) мы вас прикроем. Через три года - ни того руководства, ни тех ребят - никого не осталось. В условиях "чего изволите" и "хозяин-барин" приличному юристу работать не хочется. "Служить бы рад, прислуживаться тошно".
Еще раз спасибо!

(Reply to this) (Thread)


[info]hanno_herrmann
2007-11-16 05:28 pm UTC (link)
Комментировать, Серёжа, не могу, т.к. с каждым словом абсолютно согласен. "Отрицательный отбор" вообще мой любимый термин, - очень часто есть основание его применять.

Про жесткие структуры - вроде нашей "вертикали" - очень хорошо 2500 лет назад говорил Лао-Цзе, смысл: выживает лишь гибкое - слабая, нежная травка прорастает даже сквозь камень (асфальта при Лао-Цзе ещё не было), засохшее дерево же - жёстко, оно не выдерживает и слабого ветра и ломается.

(Reply to this) (Parent)


(7 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…